16 октября отмечается праздник всех начальников – Всемирный день шефа. Начальников не было бы без подчиненных, с коими могут возникать некоторые проблемы. От банального недопонимания до серьезных конфликтов и чуть ли не «травли», когда, не имея возможности уволить сотрудника за провинность, босс целенаправленно провоцирует сотрудника на совершение важной ошибки, грубость, не исполнение прямых указаний и так далее. Внести ясность в эту проблему нам помог клинический психолог Смоленского областного физдиспансера Светлана Качалова.
Евгений Гаврилов, smol.aif.ru: Светлана Викторовна, расскажите, как правильно построить отношения с шефом с самого начала?
Светлана Качалова: Как и в любом другом коллективе, на работе очень важно первое впечатление, которое, в свою очередь, зависит от самопрезентации. Как и визитка, и внешний вид, эффект первого впечатления наиболее полно участвует в формировании отношений в трудовом коллективе. Важно показать себя с выгодной стороны, уверенным человеком, знающим, что от него хотят и умеющим это выполнять.
- А если начальство «перегибает палку» с поручениями, как быть?
- Важен сбалансированный поведенческий стиль, чтобы не превратиться в «мальчика на побегушках», нужно показать, что удовлетворять свои потребности ты можешь не за счет кого-то, а совместно с другими людьми. На этом строятся хорошие взаимоотношения не только с коллегами, но и с начальством. Сильную личность, уверенного в себе (но не самоуверенного) человека хороший начальник начнет уважать. Да, каждый шеф хочет добиваться максимальной отдачи от сотрудника и, порой, приказы, идущие «сверху» могут выходить за рамки компетенции работника.
Руководителями становятся авторитарные люди, либо они вырабатывают в себе авторитарность, приходя на новую должность. Это неизбежно и без этого руководить людьми гораздо сложнее. Но, почувствовав власть, некоторые люди начинают ей злоупотреблять. В случае, если вдруг босс требует сделать уборку в его кабинете, можно и даже нужно отказаться. Красивый отказ с грамотной аргументацией сыграет большую роль, чем безропотное «соглашательство». Нельзя полностью подстраиваться под начальника, нужно оставлять место и для своих интересов, особенно, если уметь показать, что эти интересы находятся в сфере компетенции сотрудника.
- Что является наилучшим аргументом против подобных приказов?
- Важно с достоинством относиться к самому себе и к своей работе. Научиться делать то, что от тебя требует должность на «отлично» и тогда, любой хороший начальник, видя, что сотрудник четко выполняет свои обязанности, не станет отрывать по пустякам его от работы. Если же сложно отказать, важно показать свою уверенность, а не робость перед вышестоящим человеком. «Да-да, я все сделаю, но позже, а пока я завершу это более важное дело». Спокойствие и уверенность отрезвляют лучше голых эмоций и уж тем более, лучше безропотного повиновения.
- А откуда корни растут у прямых оскорблений и унижений со стороны руководителя?
- Если начальник зрелая личность и добился назначения на эту должность благодаря своим качествам лидера, он будет строить отношения с коллективом на взаимном уважении и использовании навыков сотрудников, не ущемляя интересов других людей. К сожалению, нередки случаи, когда на повышение идет совершенно не готовый к этому человек и тогда начинаются проблемы с подчиненными.
- Как далеко может зайти противостояние «шеф-работник» и стоит ли стараться что-то доказывать или проще сменить место работы?
- Здесь все индивидуально. Исходя из того, насколько важна для человека именно эта работа и стоит выбирать дальнейший план действий. Иногда проще уволиться и сэкономить нервы, например, если вас постоянно подставляют, дают заведомо невыполнимые дела, оскорбляют. Если упустил момент, нужный для произведения первого впечатления, уже сложно выправить ситуацию в правильное русло. Но возможно. Здесь поможет стратегия «холодной войны» - хорошо продуманные ходы, с учетом индивидуальных особенностей начальника, грамотная борьба за свое существование на данном предприятии. Если есть возможность, лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту в области поведенческой психологии и уже вместе планировать дальнейшие действия. Но эффект первого впечатления будет держаться очень долго, возможно не один год. Не всякий человек способен на такую длительную борьбу, многие сдаются и это выбор каждого.
- А есть какая-то статистика, в каких сферах деятельности своенравные начальники встречаются чаще?
- Я бы не стала говорить, что где-то именно больше таких людей. Статистика, безусловно есть, но она не обязательно отражает реальное положение вещей.
- В вашей практике часто встречаются подобные случаи? Можете привести конкретный пример?
- Да, это обычное явление. К примеру, обычная офисная работа в большой компании. В отделе работает три человека, один из которых занимается наукой, пишет кандидатскую диссертацию, другой же занимается подлизыванием ко всем и этот другой, к тому же, старше. И тот, кто старше, завидует пишущему научную работу. Спустя некоторое время на повышение идет завистник, как сотрудник, проработавший на этом месте на год дольше. А занимающийся наукой человек благополучно защищается и получает ученую степень.
Новый же начальник из зависти и, теперь уже пользуясь положением, начинает показывать перед другими подчиненными недостатки бывшего коллеги, спрашивает с него больше, чем с других. «Ученый» не сдался и обратился ко мне за помощью. Мы вместе разработали план по привлечению на свою сторону в идеологической борьбе других сотрудников и, когда новый начальник увидел, кто собирает вокруг себя людей, не прибегая к унижениям и не пользуясь властью, одумался.
Конфликт оказался исчерпан. Еще часто я советую поступить просто – сделать начальника-врага своим другом. А здесь особенно действенен один популярный метод – хочешь из врага сделать друга, спроси у него совета. Вообще в такой проблеме важно сохранить лицо, не унижаясь дать понять, что ты тоже человек и личность, а если не получается, уйти и не тратить лишних нервов. А в выборе верной тактики, подходящей под конкретный случай всегда помогут специалисты.
Светлана Качалова
Клинический психолог-психотерапевт
11:00 - 21:00
svetko80@bk.ru
г. Смоленск, Ново-Чернушенский переулок, д. 3, офис 90